Новая система идентификации общественного Wi-Fi – как это работает?
Новая система идентификации пользователя в общественной сети Wi-Fi предполагает коренную перестройку всего принципа работа публичной беспроводной сети. Если раньше любое кафе или точка общепита могла почти самостоятельно устроить себе Wi-Fi, практически не оплачивать его и наращивать за счет бесплатного интернета клиентский поток. То теперь это требует профессионального и дорогостоящего подхода. Уйти от этого не получится, ведь теперь обязанность по идентификации каждого пользователя регулируется законом, штрафами и высокой ответственностью.
Как и следовало ожидать, от изменений федерального законодательства больше всего пострадают владельцы Wi-Fi, то есть, рестораны, кафе, точки общественного питания, гостиницы, конференц-залы. К бизнесменам России применили новые ограничения, оплачивать которые будут, естественно, сами предприниматели.
Читайте: Почему лучше идентифицировать каждого пользователя, чем получать 100-тысячные штрафы?
Некоторые федеральные инициаторы поправок в закон «О связи» хотели переложить часть ответственности на провайдеров, пытаясь обязать именно их внедрять новую систему в публичных Wi-Fi. Но в итоге за открытый Wi-Fi будут карать предпринимателей, штрафовать их за анонимных клиентов и заставлять идентифицировать каждого пользователя.
Так что же произошло? Что теперь делать? И как это все работает?
Что произошло?
А произошло, по мнению самих предпринимателей, что-то немыслимое. Раньше любое кафе или гостиница могли без проблем создать у себя Wi-Fi-сеть, открыть бесплатный доступ без регистрации пользователей и привлекать дополнительных клиентов. Отчитываться ни перед кем не надо было, затраты – минимальные.
Министр связи России Николай Никифоров: «Посетители крупнейших сети кафе до сих пор пользуются публичным доступом к интернету без регистрации». Им грозят серьезные штрафы.
С 1 января 2016 года обязанность идентификации каждого пользователя распространилась на всех без исключения. В Министерстве связи это объяснили борьбой с пропагандой запрещенного и контртеррористическими мерами. Но мало того, что необходимо ввести обязательную идентификацию, за каждое подключение клиента к Wi-Fi теперь придется платить, собирать информацию и отчитываться перед правоохранительными органами.
Конечно, самостоятельно предпринимателю не потянуть такой объем, многие даже не представляют, что происходит. Поэтому…
Что теперь делать?
А делать остается только одно – вводить обязательную идентификацию каждого пользователя в своей общественной сети Wi-Fi, если вы предоставляете его клиентам бесплатно. Штрафы озвучили немалые – 10-100 тысяч для индивидуальных предпринимателей и 200-300 тысяч для юридических лиц. Правоохранители, видимо, дали бизнесменам небольшую передышку, чтобы прийти в себя, поэтому пока массовые проверки не производятся. Но, как говорится, не ровен час.
Осталось понять…
Как это работает?
Первыми к процессу подключились операторы связи и интернет-провайдеры. Многие общественные Wi-Fi-сети питаются интернетом от поставщиков «большой мобильной тройки», «NetByNet», «Акадо» и других популярных провайдеров. Они и должны были первыми предлагать своим клиентам вводить хотспоты (стартовые страницы для идентификации), собирать информацию о клиентах и сохранять ее до запросов федеральных структур.
Но, как это часто бывает, «гиганты» неповоротливы. Ведь массовый вывод общественного Wi-Fi «из тени» требует немалых вложений и перестройки механизма предоставления интернета. А все они – крупные провайдеры, а таким быстро перестроиться непросто. Тем более, далеко не все провайдеры занялись изучением этого вопроса.
Бесплатный для пользователей Wi-Fi обернется серьезными затратами для владельцев
Намного быстрее к процессу подключились «малыши», которые смогли быстро перестроиться и предложить клиентам новые услуги. Появились процессинговые центры, которые взяли на себя обязанность по сбору, хранению и передаче информации о пользователях общественного Wi-Fi. А IT-аусторсинговые компании стали предлагать своим и новым клиентам услуги по взаимодействию со всеми участниками процесса и настройке оборудования. Ведь, откроем вам секрет, далеко не все роутеры и точки доступа поддерживают технологию «общения» и единичной раздачи интернета. Одной из первых данную технологию освоила московская IT-аутсорсинговая компания ZSC.
Виды взаимодействия
Существует три вида взаимодействия: провайдер-клиент, провайдер-процессинговый центр-клиент и провайдер-процессинговый центр-аутсорсинговая компания-клиент. Рассмотрим их внимательней.
Схема взаимодействия: Провайдер-Клиент | Схема взаимодействия: Провайдер-Процессинговый центр-Клиент | Схема взаимодействия: Провайдер-Процессинговый центр-Аутсорсер-Клиент |
Провайдер-клиент. Такое взаимодействие выглядело бы наиболее простым и понятным, если бы все провайдеры оказывали услуги по сбору, хранению и передачи информации с пользователей общественного Wi-Fi. В этом случае провайдер заключает с клиентом дополнительное соглашение, проводит настройку оборудования и самостоятельно организовывает процесс идентификации пользователей. Клиент только платит, не погружаясь в нюансы. Однако далеко не все провайдеры сегодня готовы предложить такие услуги, поэтому зачастую кафе и ресторанам приходится искать другие пути решения проблемы.
Провайдер-процессинговый центр-клиент.В новой ситуации быстро заявили о себе процессинговые центры. Вообще это организации, которые обеспечивают информационное и технологическое взаимодействие между участниками денежных расчетов. Однако они быстро смогли перестроиться, и сегодня предлагают услуги по идентификации пользователей в общественных сетях Wi-Fi.
Чтобы не обременять себя лишней работой, провайдеры предпочитают работать с ними, поэтому если провайдер предлагаем «свои» услуги по идентификации пользователей, скорей всего, у них на аутсорсинге находится как раз процессинговый центр. Зачастую клиентам необходимо самостоятельно обращаться в такой центр, чтобы он организован на объекте новую систему идентификации пользователей в сети Wi-Fi. Это немного пугает предпринимателей, потому что остается неясным, что конкретно делают эти процессинговые центры, и как устроена работа.
Провайдер-процессинговый центр-аутсорсер-клиент. И тут на выручку приходят IT-аусторсинговые компании, которые сегодня становятся готовыми вместо клиентов договариваться с провайдерами и процессинговыми центрами, и организовывать весь процесс «под ключ». Клиентам особенно повезло, если аутсорсер – профессиональная компания, которая стремится развиваться и относится к своей работе ответственно. Таким образом, например, повезло клиентам компании ZSC, которая смогла быстро освоить технологию и уже внедрить ее у первых клиентов.
Читайте: Внедрение системы идентификации пользователей в сети ресторанов Subway
При таком взаимодействии провайдер остается и дальше поставщиком интернета, а процессинговый центр обеспечивает сбор, хранение и передачу информации обо всех интернет-сессиях всех пользователей общественного бесплатного Wi-Fi. Он же передает сохраненную информацию в правоохранительные органы по их запросам. Кроме того, процессинговый центр организовывает стартовую страницу (хотспот), на которую попадают пользователи при подключении к сети и с которой можно отправить sms с разовым паролем, паспортные данные или пароль от Портала государственных услуг. Процессинговый центр обеспечивает пересылку сообщений и взаимодействие с физическим оборудованием (проще говоря, посылает сигнал роутеру, чтобы тот открыл доступ к интернету конкретному пользователю после подтверждения идентификации). В общем, у процессингового центра – достаточно серьезная и трудоемкая работа.
И для того, чтобы владельцы Wi-Fi не волновались, всю эту работу аусторсинговые компании берут на себя.
Чем займутся аутсорсеры?
Во-первых, они занимаются настройкой оборудования, чтобы роутеры были включены в эту схему. Не все точки доступа поддерживают эти технологии, и требуют перенастройки. Но чаще всего – замены. А это лишние затраты. И тут вновь повезло клиентам ZSC – специалисты компании давно поставили у своих заказчиков роутеры профессионального уровня, которые не требуют замены, а всего лишь – перенастройки. Причем, клиент находится на абонентском обслуживании, эти работы проходят бесплатно.
Во-вторых, аусторсинговые компании ведут переговоры и заключают договоры самостоятельно с процессинговыми центрами, становясь их агентами. Клиенты ZSC, которые выбрали абонентский тариф «Premium», просто заключают допсоглашение с аутсорсерами и избавляют себя от головной боли. Всю работу проводят IT-аусторсинговые компании.
В-третьих, аусторсеры осуществляют техническую поддержку всей созданной системы. Любая цифровая система не совершенна и периодически сбоит, поэтому необходимы специалисты, которые будут ее постоянно контролировать и «чинить» при необходимости.
А за что платить?
И последний актуальный вопрос – за что платить? Как мы говорили в начале публикации, за все платит владелец Wi-Fi. Это не очень приятно, но с законом не поспоришь. Держатель беспроводного интернета платит, во-первых, за сбор, хранение и передачу информации о своих клиентах (примерно по 600 рублей за каждый роутер), а во-вторых, за рассылку sms-сообщений с подтверждающими паролями.
За монтаж оборудования также придется платить. Повезло (как клиентам ZSC), если у вас установлены профессиональные роутеры, которые не требуют замены. Специалисты аутсорсинговой компании их просто перенастроят. Не повезло, если смонтировано любительское оборудование – его точно придется менять за счет владельца Wi-Fi.
На техподдержку тоже придется раскошелиться. Это лучше сделать в рамках абонентского обслуживания, например, в компании ZSC. Вы получите не только работающую систему идентификации пользователей, но и корректную работу всей IT-инфраструктуры компании.
Пользователей общественного Wi-Fi можно попросить подключаться через паспортные данные или пароль Портала госуслуг. Это позволит сэкономить на отправке sms-сообщений.
Каким образом сэкономить? Во-первых, можно обратиться в аутсорсинговую компанию, которая возьмет на себя все заботы. И лучше выбирать не разовые услуги, а сразу абонентское обслуживание. Почему?
Читайте: Почему абонентское обслуживание дешевле и выгоднее разовых услуг?
Во-вторых, каждая отправленная пользователю sms стоит примерно 1,5 рубля. Посчитайте, сколько в месяц вы отправите сообщений. А вот за регистрацию пользователя с помощью паспортных данных или пароля Портала госуслуг ничего лишнего платить не надо. Это не очень удобно для пользователей (все привыкли получать sms с паролями). Но если отправка sms для вас обременительна, то можно придумать интересные мероприятия. Например провести маркетинговую операцию: «Подключитесь к нашему Wi-Fi через Портал государственных услуг, и получите напиток в подарок». Или просто попросить пользователей авторизоваться через Портал или паспортные данные.
Если посмотреть на стоимость при различных видах взаимодействия, то принципиальной разницы нет. Клиент одинаково заплатит, если обратится к провайдеру напрямую, процессинговый центр или аутсорсинговую компанию. Открытым остается вопрос качества и профессионализма.
Подробнее об услуге Wi-Fi от IT-аутсорсинговой компании ZSC
Компания ZSC осуществляет различные проекты в области W-Fi и беспроводных сетей:
– ZSComp на престижной выставке военного вооружения Russian Arms Expo 2013
– ZSComp на МАКСе – полет нормальный!
– В Зеленоградском Центре предпринимательства нашими усилиями создан Wi-Fi-«коридор»
– Wi-Fi внутри бетонных стен и за его пределами – новый проект компании ZSC
– Новый проект: Петербургский международный экономический форум