Один из наших клиентов – компания «Амитрон» – переехал в «облако». Постараемся разобраться в плюсах и минусах такого шага.
Сегодня в бизнес-среде все большую популярность приобретает так называемый переезд в «облака». Что это значит? Это значит, что некоторые непрофильные сервисы компании переводятся на сторонние хостинговые площадки, то есть, на более высокий уровень обслуживания, на «облака».
Для клиентов это значит уменьшение затрат на администрирование сервисов и перераспределение ответственности за поддержку и техническое оснащение серверов в пользу IT-специалистов, которые не входят в штат компании. Заказчик начинает оплачивать только потребляемые ресурсы, не переплачивая за поддержку и простои собственных сервисов.
Наша компания ZSComp таким образом перевела на «облако» весь технический парк одного из своих клиентов – компании «Амитрон». Это предприятие специализируется на разработке и производстве компонентов микроэлектроники СВЧ. Это единственная (на данный момент) компания России, которая занимается разработкой и производством коаксиальных радиокомпонентов.
Когда мы стали партнерами, то обнаружилось, что многочисленные сервисы, структура DNS, сайт, панели управления доменом «Амитрона» находились внутри самой организации, что значительно усложняло работу компании и приводило к необоснованным финансовым издержкам – при этом существует множество специализированных сервисов, которые оказывают одну или несколько из этих услуг и обеспечивают бесперебойность на уровне 99.9%.
Наши специалисты, руководствуясь принципом разумности, предложили «Амитрону» перевести непрофильные сервисы на сторонние «облачные» площадки с целью разгрузить внутренние системы компании и удешевить ИТ-поддержку.
Перемены не замедлили с ответом. Ведь для того, чтобы обеспечить нормальную работу такого количества информации, требовалось отличное «железо», толковые специалисты и крупные финансовые затраты. Теперь же клиент стал оплачивать только непосредственное пользование сервисами. Суммы стороннего обслуживания не идут ни в какое сравнение с самостоятельной поддержкой – всего несколько сотен рублей в месяц.
Время беспрерывной работы сайта компании выросла с 97% до 99,7% от общего времени работы интернет-портала.
В структуре «Амитрона» мы сохранили только некоторые профильные сервисы, которыми специалисты компании пользуются регулярно – локальную сеть и программу 1С. Все остальное поддерживается специалистами хостинг-площадок, на которых и оказались непрофильные сервисы «Амитрона».
Участие в «облачной» IT-структуре приносит бизнесменам немало дивидендов. Так почему же предприниматели все чаще выбирают «облака»?
Динамичность. Современный бизнес функционирует в обществе, где введено в норму повсеместное разделение труда. Разделение обязанностей между собственно бизнесом и IT-специалистами, которые обеспечивают работу «облаков» – одно из подтверждений этого функционирования. Это абсолютно понятная предпринимателям система. Кроме того, благодаря своей комплексности, «облако» может предложить клиентам полноценный набор серверов, использование которых позволяет компаниям быстро решать свои задачи. В этом и проявляется динамика.
Масштабируемость. Благодаря «облакам» компаниям теперь не имеет смысла держать в постоянном резерве статичные ресурсы, надеясь на резкое возрастание в определенный момент нагрузки. Ведь это приводит к нерациональным тратам. «Облака» позволяют перераспределять ресурсы по имеющимся категориям, благодаря чему нет необходимости держать множество ресурсов «про запас».
Управляемость. «Облако» позволяет заметно упрощать управление сервисами. Происходит перераспределение обязанностей между разными специалистами, каждый из которых отвечает за свой участок.
Защита. По большому счету, «облако» представляет собой большую коммунальную квартиру, где ресурсы делят между собой обобществленную IT-структуру. Здесь обнаруживается некоторая слабость «облаков» – ведь в традиционных корпоративных сетях приложения и сервисы физически разделены. А это обеспечивает их надежность и безопасность. В «облаке» необходимый уровень защиты данных создается иными способами.
И именно этот фактор во многом вводит в сомнение потенциальных клиентов «облаков». А вдруг наши данные будут потеряны или незаконно присвоены в этой общественной системе? Однако современное развитие «облачных» систем достигло неплохого уровня, что позволяет гарантировать высокую степень защиты.
Возникает лишь вопрос доверия и времени. Ведь переводить свои денежные средства сторонним организациям (банкам) предприниматели научились. Думается, подружатся они и со сторонними IT-площадками.
“Это выводит нас на тему отрицательных моментов, которые таит в себе переезд в «облака». Есть смысл остановиться и на них”
Переводить все сервисы в «облака» потому что это модно – не правильно.
Бездумный переход в «облака» на некоторых сервисах не только приведет к увеличению в несколько раз затрат на его поддержку, но и создаст неудобные (в плане функционирования) модели.
Поэтому предварительно мы подробно исследуем систему – а разумно ли вообще переводить сервисы на сторонние площадки? Для этого мы применяем свою пошаговую методику:
1. Описываем все сервисы, которые использует компания, определяем их важность в отношении общих бизнес-процессов компании.
2. Оцениваем текущие трудозатраты, расход электричества, IT-поддержку, сервисные мощности. Дополнительно оцениваем общее время работы и простоя за последние полгода.
3. Ищем «облачные» сервисы, которые профилированы на одном или паре сервисов.
4. Составляем итоговую таблицу для клиента, благодаря которой для него становится все прозрачно и понятно. Имея на руках все данные, он самостоятельно может выбрать между оптимизацией затрат и стабильностью работы (так называемый uptime).
Когда мы переводим сервис заказчика на такого рода аутсорсинг, стоимость нашего обслуживания уменьшается. А это, не сложно догадаться, опять же приводит к выгодам для клиента. Немало выигрывает заказчик в деньгах и в оптимизации времени работы сервиса.
Переезд – всегда проблемы. И будут ли оправданы эту затраты или, наоборот, приведут к ухудшению работы, необходимо решать после серьезного исследования.